суббота, 17 ноября 2012 г.

Шелк


«Давным-давно, в одном очень далеком царстве…», – примерно так можно начать рассказ о появлении на свет драгоценного и прекрасного материала. Эта чудо-ткань долгие века была олицетворением чего-то сказочного и непостижимого. В наши дни любой школяр знает про гусениц тутового шелкопряда, а процесс изготовления шелка в деталях изложен во всевозможных источниках. То ли дело в далекие времена, когда людям не оставалось ничего, кроме как, жить домыслами и пересказывать друг другу легенды.

Так во II веке до н.э. в Европе было принято считать, что шелк вычесывался из коры деревьев редких пород. Немного позже появилась версия о гигантских жуках, которые производят шелковую нить в тонких блестящих ветвях загадочного китайского растения.
Аристотель был уверен, что шелк – продукт «животного с большими рогами», а Александр Македонский во время своего похода с нетерпением ожидал встречи со «старым драконом», веками бережно хранившего уникальную «жемчужину».

Торговцы, которые развозили товар по Великому Шелковому Пути, рассказывали изумленным персам и грекам о невероятно мягкой земле в далеком Китае, которую стоило полить водой, бережно обработать тяпкой – и можно было собирать урожай в виде готовых к прядильному станку волокон.
Таким образом, китайцы сильно опередили западные страны, которые готовы были покупать их продукцию на вес золота, ибо между товаром и покупателем стояло много посредников, что удорожало его стоимость. Из сочинений греческого географа Дионисия Перигета, возможно, современника римского императора Адриана, мы узнаем, как высоко ценили римляне китайские шелка: "Серы создают драгоценные одежды из узорчатых тканей, чьи краски подобны полевым цветам, а тонкость соперничает с паутиной." Добавим, что китайцы прекрасно перерабатывали и шерсть. Доказательством служит женская домашняя туфля из желтовато-белой ковровой шерстяной ткани, верх ее выткан многоцветными геометрическими узорами (находка Стейна в Астане, Центральная Азия).


 Римляне называли жителей Китая "серами", т.е. мастерами шелка. По установившемуся мнению, производство шелка в Китае восходит к III тысячелетию до н.э., а поскольку все операции в этом ремесле выполняются женщинами, то и изобретение шелка тоже приписывается женщине по имени Лэйцзы, первой наложнице императора Хуанди. Впрочем, этот император жил в столь отдаленные времена, что само его существование можно считать легендарным. По всей вероятности, шелк появился уже в эпоху неолита. Так или иначе, в Аньяне были обнаружены фрагменты шелковых тканей, в которые были завернуты бронзовые изделия периода Шан, относящиеся ко второй половине II тысячелетия. За огромный период времени китайцы далеко опередили все другие народы как в разведении шелковичных червей, так и во всех других процессах производства шелка вплоть до продажи тканей.
История шелка берет свое начало в древнем Китае, в 27-ом столетии до н.э. Самая ранняя находка шелкового кокона со следами обработки относится к периоду между 5000 и 3000 г.г. до н.э в одном из поселений Янгшао, в Ксия, Шанкси. Фрагменты примитивного ткацкого станка были обнаружены на месте поселений Хемуду в Юйао, Чжэцзяне, и датированны приблизительно 4000 г. до н.э.
В течение достаточно длительного промежутка времени - до последней половины первого тысячелетия до н.э., шелк использовался исключительно внутри Китая, причем не только для изготовления одежды, но и для удовлетворения множества других хозяйственных нужд. В то время наличие шелковых вещей служило своеобразным индикатором богатства их обладателя.
 Со времени периода Мин сохранились шелковые ковровые панно "кэсы", найденные в Центральной Азии и находящиеся в Британском музее и Берлинских музеях. Кэсы выполнялись техникой, близкой европейским шпалерам, и существовали уже при Ханях. Они поражают своей изощренностью: если самые тонкие шпалеры насчитывают 22 уточные нити на один сантиметр, то в кэсы это число могло доходить до 116. Кэсы продолжали производиться и при последующих династиях.  Сёсоин располагает значительным собранием образцов текстиля периода Нара. Их высокое качество свидетельствует не только о существовавшей тогда выделке прекрасной парчи и шпалерной ткани, но и о овладении техникой набивки, батика и нанесения рисунка по трафарету уже с VIII в. Набивка осуществлялась печатанием с покрытой краской доски, на которой выгравирован рисунок. Используются мотивы животных - по одному или симметричными парами; последний мотив свидетельствует о сисанидском влиянии. Выделываются и другие ткани, как, например, парча с цветочным многолепестковым рисунком; узор образует ряды вертикальных лент из цветов с шестью лепестками, соединенных арабесками, среди которых порхают крохотные птички (Токио, Национальный музей). Наряду с этим продолжается изготовление вышитых буддийских стягов, некоторые из них имеют до пяти оттенков. Одежда этого периода разнообразна и богата; указ 701г. различает три типа одеяний: церемониальные костюмы для членов императорской семьи и придворных, обычные придворные костюмы для знати, и одежда для чиновников.
  В период Хэйан в 904г. правительство издало указ, имевший целью стимулировать развитие текстильного искусства; в соответствии с ним одежда из шелка и конопляной тканипринималась в уплату налогов. Развитие ткачества содействовало созданию более самостоятельного японского стиля. Основным типом одежды промтого народа стал предшествующий кимоно косодэ - довольно короткий халат с широкими рукавами. И придворное платье этого времени и носи - просторная мужская одежда с очень широкими рукавами, принятая у знати - уже не имела ничего общего с китайским костюмом соответствующей эпохи. В прославленном романе "Гэндзи-моноготари" дается описание носи героя: "Когда принц одевал летнее носи, а поверх него великолепную красную накидку, то, несмотря на его бледность и худобу, от него нельзя было оторвать взора".
В самой Поднебесной в ходу была следующая легенда о шелке: юная Си Линг Чи, жена великого императора Хуан-ди, пила чай в тени тутового дерева. В чашку упал кокон и под воздействием горячей жидкости стал медленно разворачиваться, выпустив шелковую нить. Императрица решила собрать волокна с нескольких сотен коконов и соткать одежду своему повелителю…
Если последняя история содержит, хоть немного правды, значит, появление шелкового дела в Китае можно отнести к периоду 2700-2600 лет до н.э. Таким образом, получается, что китайцы научились культивировать шелк раньше, чем египтянин Хеопс построил свою пирамиду!
Учитывая изолированность Китая от остального мира и жесткие законы, которые предусматривали мучительную смерть за вывоз гусениц и личинок шелкопряда, тайну производства шелка удавалось хранить в тайне почти три тысячи лет. Китаю удавалось отстаивать свою шелковую монополию вплоть до эпохи раннего христианства. Неудивительно, что плоды труда гусениц тутового шелкопряда ценились на вес золота, как и редкие в то время индийские специи.
От эпохи Воюющих Царств сохранились шелка с геометрическим орнаментом, найденные при раскопках в Чанша, и богатая парча из других раскопок. При Ханях производство шелка достигло такого размаха, что мы обнаруживаем его образцы далеко за пределами Китая - в захоронениях Ноин-Ула (Монголия), в Лоулани (Центральная Азия), в Пальмире (Сирия), иниче говоря, примерно в начале, в середине, и в конце Великого Шелкового Пути. Находки доказывают существование уже в ту эпоху различных видов тканей и многообразной и развитой текстильной техники, производившей узорчатый шелк "дама", муар, пике, газ, ковровую ткань - "кэсы", вышивки по шелку. Мотивы узоров характерны для Китая: перекрещивающиеся ромбы, сетка, полосы стилизованных облаков, животные, тао-тё, драконы и другие фантастические чудовища. Встречаются мотивы, ветки с листьями. За исключением дама и газа, ткани всегда многоцветны и отличаются сочными красками. При раскопках в Маьфэне (Синцзян) были обнаружены ханьские зеленые шелковые ткани, вышитые полихромным растительным и звериным узором.

Последующаяэпоха малоизвестна, хотя она вовсе не была менее продуктивной. Так, например, мы знаем, что в период Вэй император Мин-ди послал в дар японской императрице пять рулонов парчи с драконами, вытканными на малиновом фоне.

  В суньский и юаньский периоды продолжается активный вывоз шелка и в Японию, и на Ближний Восток, и на Запад. Описывая китайские города, Марко Поло не устает повторять: "Повсюду большое изобилие шелков". От династии Юань сохранились ткани, декорированные иероглифами; они были обнаружены в Фустате близ Каира и в Асьюте. В 1304г. папа Бенедикт ХI был похоронен в Перудже в Далматике из золотой парчи с вытканными гирляндами лотосов. По-видимому, это самая древняя китайская ткань, попавшая в Европу. 
Постепенно Китай утратил свою монополию на изготовление шелка: с 300 по 500 годы нашей эры шелк появился в Корее, Японии, несколько позже в Индии, и в Арабских странах (причем арабы успешно производят шелк до настоящего времени), хотя некоторые упоминания в Ветхом Завете позволяют думать, что шелк был известен в западной Азии даже несколько раньше. Некоторые ученые полагают, что начиная со 2-го столетия до н.э. в Китае существовала коммерческая структура, нацеленная на экспорт шелка на Запад. Археологические исследования доказали, что этот роскошный материал был известен и высоко оценен в зарубежных странах задолго до появления Великого Шелкового Пути.
Искусство ткачества было известно японцам еще в период Яёи, когда обрабатывались только лен и конопля. Примерно около 200г. японцы через посредство Кореи познакомились с китайскими шелками, и, что ещё более важно, к ним переселились мастера, передавшие им тайны ремесла. Этим объясняется тот факт, что уже первые японские ткани оказались высокого качества. До нас не дошли образцы созданные раньше 622г., к которому относится исполненный по повелению принцессы Суйко вышитый стяг с картиной возрождения её супруга принца Сетоку в буддийском раю. Этот стяг, переданный в монастырь Тюгудзи близ нара, выполнен с большой тщательностью и сохранил все свои краски. От периода Асука уцелели фрагменты парчи и узорчатого шелка, находящиеся в храме Хорюдзи.

Крестовые походы перенесли шелковое производство в страны Западной Европы - сначала в Италию, оттуда во Францию, и дальше, хотя усилия многих европейских государств в развитии собственной шелковой промышленности долгое время были неудачны. Изменила ситуацию промышленная Революция: были изобретены станки для переработки хлопка, этот материал стал использоваться очень широко, отодвигая распространение более дорогого, в том числе и в обработке, шелка. Новые текстильные технологии, однако, не только увеличивали эффективность производства, но и способствовали повышению популярности шелковых тканей: ярким примером служит ткацкий станок Жаккарда, изобретенный в 1790 году и явившийся предшественником современных компьютеризированных станков, применяющихся для производства машинной вышивки.
Вообще, текстильная промышленность на раннем этапе своего развития отличалась замечательными технологическими инновациями; однако, технология производства шелка долгое время оставалась неизменной. Только в XVII-XVIII веках стало ощутимо упрощение и стандартизация процесса изготовления шелковой нити, что повлекло за собой увеличение объемов производства шелка. С 1801 года шелковое производство стало высоко механизированным благодаря уже упоминавшемуся ранее станку Жаккарда; позднее, в результате усовершенствования станков, производство шелка можно было уже назвать массовым.
Время от времени появление новых тканей, типа нейлона, уменьшало значение шелка. Это случилось, например, во время Второй Мировой войны, когда поставки шелка из Японии по понятным причинам были невозможны. Впрочем, вскоре после войны Япония стала передовым экспортером сырого шелка, благодаря усовершенствованным технологиям и протекционистской рыночной политики. Таким образом, Китай и Япония во все времена являлись крупнейшими поставщиками шелка; с 90-х годов прошлого века Китайская Народная республика, благодаря рыночным реформам уверенно занимает первое место в производстве шелка. Изделия из шелка традиционно широко представленны в Китае, и далеко не последнее место занимают уникальные картины мастеров ручной вышивки шелком по шелку - жемчужины восточных искусств, известные во всем мире, как Сучжоуская вышивка.

10 фактов о шелке:
1. Чтобы получить один килограмм шелкового волокна, гусеницы должны съесть листву с десяти тутовых деревьев.
2. Длина нити в одном коконе колеблется от 500 метров до 1,5 километров.
3. Шелк более чем на половину состоит из полимеризированного белка, поэтому тонкая ткань может раствориться при стирке с использованием химических отбеливающих средств.
4. Для создания одного метра шелковой ткани средней плотности требуется около 3000 коконов. Для изготовления галстука – от 110 до 130.
5. Во времена императора Октавиана Августа фунт шелка стоил фунт золота.
6. В шелке не заводятся пылевые клещи, поэтому он является гиппоаллергенным материалом.
7. В индийском штате Ассам разводят гусениц-шелкопрядов, поедающих листья касторового дерева. Полученное шелковое волокно отличается особой мягкостью и термостойкостью.
8. Шелковое полотно особой плетения используется для пошива бронежилетов. 16 слоев такой ткани удерживают пулю из пистолета «Магнум» со свинцовым сердечником.
9. Традиционным свадебным нарядом индийской невесты является вышитое золотыми нитями сари из красного (реже – зеленого) шелка.
10. В Древнем Китае монополия на ношение шелковой одежды желтого цвета принадлежала императору и его семье, поскольку желтый считался символом абсолютной власти




Источники:
http://silkcat.ru/content/view/23/25/
http://antikclub.ru/blog/2008-12-06-78
http://asiasabai.ru/shelk-legendy-o-nezhnoy-roskoshi.html




1 комментарий:

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.